четверг, 25 июня 2009 г.

Волшебные ночи Ивана Кулалы

Один из самых мистических и загадочных языческих праздников на Руси — день Ивана Купалы, который отмечается 7 июля и совпадает с Рождеством Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Стоит отметить, что праздник дня Ивана Купалы не только русский. Его празднуют и в Латвии (там он известен как Лиго), и в Литве (Ладо), и в Польше (Соботки), и на Украине (Купало или Купайло), в Белоруссии и даже в Финляндии.

Прообразом этого праздника является языческий день поклонения Солнцу, т. е. славянскому Даждьбогу. Возможно, это единственный праздник, в котором настолько тесно переплелись христианские и языческие мотивы разных стран.
Купала относится к числу самых древних славянских языческих праздников. Обычай праздновать Купалу в ночь с шестого на седьмое июля, а затем седьмого днем дошел до наших дней (соответственно, с 23 на 24 июня по старому стилю).
Это день летнего солнцеворота. Самые длинные дни, самые короткие ночи: полное торжество света, жизни на земле. Великий день.
Праздничными были все дни летнего солнцестояния — русальная неделя перед Купалой — солнцеворотом — зеленые Святки. Как и зимние, зеленые Святки насыщены сложной системой обрядов, магических действий, но уже летних, связанных прежде всего с заботами о предстоящем урожае.
Зеленые Святки — неделя продыха после завершения посадочных работ перед началом сенокоса («пришел июнь — на paбoту плюнь»), когда сытость предстоящей зимы зависит только от погоды. На ее благоприятствование и были нацелены святочные магические действа.
Святочные заклинания волхвов сопровождались русалиями — танцами, плясками, хороводами, игрищами.
О происхождении слова «Купало» существуют разные версии. Одни считают, что оно происходит от слова купать, купанье. Это весьма убедительно, поскольку именно с этого дня начинается купание в открытых водах. Здесь действуют три главных фактора: летнее солнцестояние, вода и огонь. Вода и огонь — это начало мира. Омовения были священными практически у всех народов мира.
Земля в июне получает наибольший приток жизненной силы солнца — Ярилы, наполняясь его животворящей, ярой мощью — «с зеленых Святок не с одного неба — из-под земли тепло идет». В канун Купалы рано утром девицы и молодые женщины уходили в луга и леса за целебными травами, испросив прежде благословения у Матери-Сырой-Земли.
Луга в эту пору желтеют от цветущего лютика едкого, называвшегося в народе «купальницей». По народному поверью, эта трава выводит все нечистоты и болезни, накопившиеся за год, поэтому ею мылись и натирались в бане. Вообще, в банях, которые начинали топить с утра, дух стоял дивный — от травы, устилавшей пол, и веников — очень сложных букетов. Парились утренней порой. Больных стариков и хворых укладывали в бане на крапиву и парили целебными травами. Матери водили детей умываться к родникам, а с полудня начиналось купание в реках, которое продолжалось до позднего вечера. Купание было шумное, под песни. Меж купаньями веселье не кончалось — устраивались игры и пиршества. А кроме того, днем отправлялись в лес заготавливать веники на целый год. Наломанные в этот день, они считались чудодейственными — для этого в них непременно должно было быть по ветке березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и несколько разных цветков.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. С наступлением сумерек разводят костры. Любопытно, что купальные огни зажигали не от любого источника. Добывали Живой Бессмертный Огонь трением дерева об дерево. Только такой огонь считался божественным.
Девушки выбирают приглянувшихся женихов и, взявшись за руки, парами прыгают через костер. Не расцепившиеся во время прыжка парень с девушкой становятся сужеными. Расцепившиеся — подыскивают себе другого партнера для прыжка.
На рассвете все непременно ходят босиком по росным травам, умываются целебной купальской росой, возвращающей молодость и здоровье. Купала завершает русальную неделю, зеленые Святки, когда игрались на Руси свадьбы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий